Просмотреть увеличенную карту
Пиза — итальянский город и коммуна в регионе Тоскана, административный центр одноимённой провинции.
Город находится на высоте 4 м над уровнем моря, занимает площадь 185 км². В нём проживает 88 363 жителя (2004).
Пиза в Средние века была соперницей Генуи в борьбе за торговые пути в Средиземном море. О "золотом веке" республики говорят здания соборного комплекса на площади Чудес (Пьяцца-деи-Мираколи). Этот соборный ансамбль не имеет себе равных в мире. Три здания из сверкающего белого мрамора расположены в центре города, на изумрудно-зелёной, безукоризненно ухоженной поляне. В центре возвышается собор Санта-Мария Маджоре, знаменитый своими размерами; на западе от него находится красивый баптистерий, а слева возвышается известная колокольня, вошедшая в историю искусства под названием "Падающая башня".
Архитектурный ансамбль, состоящий из собора, баптистерия и башни, строился почти 300 лет. Он отличается удивительным единством стиля, несмотря на ясно выраженную индивидуальность каждого компонента. Они объединены повторяющимися рядами арочной галереи и скруглёнными сверху окнами. Собор по праву является доминантой ансамбля; башня и баптистерий призваны дополнять, но не заслонять его.
Возведение собора началось в 1080-х годах во главе с архитектором Бускето. К этому времени город превратился в школу мастерства для художников и строителей, которые съезжались в Пизу со всей Италии с целью усовершенствовать свое искусство. Поэтому талантливых мастеров для реализации проекта было достаточно. Строительство продвигалось быстро, и к 1150 году корпус собора был завершён.
В основе собора - популярная в Древнем Риме базилика. В восточной части имеется полукруглая апсида. Подобными апсидами заканчиваются трёхнефные трансепты, а алтарная часть и центральный неф имеют с каждой стороны по два боковых нефа. Западный фасад представляет собой главный акцент в наружном облике собора. Над тремя порталами поднимаются четыре яруса аркатурных галерей. Западный фасад симметричностью напоминает греческие храмы. Однако рельефы бронзовых врат на религиозные сюжеты и скульптура "Богоматерь с младенцем" у самой башни нейтрализуют языческие параллели. Темнота интерьера контрастирует со сверкающей белизной собора снаружи. Простые колонны с резными капителями поднимаются к аркаде, в которой объединены пять соседних арок из камня контрастирующих цветов. Стены нефа благодаря кладке в виде горизонтальных полос разноцветного мрамора кажутся лишёнными тяжести. К подобному приёму часто прибегали тосканские мастера. Деревянное перекрытие нефа расположено довольно низко, и это создаёт в храме полумрак, смягчая холодность камня.
Кафедра Собора работы Джованни Пизано - шедевр пизанской скульптуры XIV века. Рельефы с эпизодами из Нового Завета, Детства и Страстей Христа, Страшного Суда были выполнены в 1302-1310 годах. Композиции отделены друг от друга фигурами Пророков и сивилл.
К концу XIII века наполовину построенная кампанила начала крениться. К этому моменту были возведены четыре яруса, и, соответственно, верхние ярусы и звонница были поставлены со смещением по отношению к нижним ярусам с целью скомпенсировать крен. Но башня стала крениться в другом направлении, и все планы по её укреплению до сих пор не дали положительного результата.
Башня высотой 54 метра и диаметром около 15 метров имеет фундамент, заглублённый всего на 10 метров. Она была начата в 1173 году и закончена 200 лет спустя. Круглая кампанила, завершённая звонницей, имеет семь ярусов, нижний из которых декорирован аркатурно - колончатым поясом с глухими арками, остальные опоясаны ажурной аркадой на изящных колоннах.
Изящное круглое здание баптистерия диаметром 35 метров датируется 1150-ми годами. Самый нижний из трёх ярусов украшен простой декоративной аркатурой. Узкие окна расположены довольно высоко над землёй. Средний ярус окружён поясом ажурной аркады, напоминающей аркаду "падающей башни" и состоящей из сдвоенных арок, обрамлённых стрельчатой резной аркой. Верхний ярус с небольшими окнами и такими же стрельчатыми арками крайне прост. Все сооружение увенчано бледно-красным куполом.
Площадь Рыцарей (Пьяцца-дей-Кавальери) имеет форму неправильного многоугольника; в центре её возвышается статуя Козимо I Медичи, которую в конце XVI века изваял Пьетро Франкавилла. Позади памятника расположен Палаццо-дей-Кавальери. Перед элегантным трёхэтажным фасадом с двух сторон идут наклонные мраморные лестницы, сходящиеся в центре. В наши дни здесь размещается престижная Высшая школа, основанная Наполеоном в 1810 году. Церковь Санто-Стефано дей Кавальери (Рыцарского ордена св. Стефана, основанного в 1561 году с целью защиты морского пространства от набегов пиратов), была возведена по проекту Вазари во 2-й половине XVI века. Двухъярусный мраморный фасад увенчан фронтоном, над которым возвышается Крест Ордена. Над порталом находится герб Рыцарского Ордена. Интерьер церкви украшен прекрасной живописью XVII века работы пизанских мастеров, а также изящным потолком.
Дворец Оролоджио (дворец Часов) возник в XVII веке, когда Вазари соединил в одно здание две жилые башни - Правосудия (слева) и Гваланди (справа). Центральная часть здания прорезана большой аркой. Здесь размещается Библиотека Высшей школы.
Аббатство Сан-Дзено имеет очень древние истоки. Предполагают, что оно существовало уже в Х веке и являлось частью бенедиктинского аббатства. В наши дни благодаря реставрации можно заново оценить благородство форм этого шедевра романской архитектуры.
Церковь Санта-Катерина была построена в середине XIII века на месте старинной молельни. Рядом находился доминиканский монастырь, реорганизованный в семинарию в XIX веке. Фасад церкви, украшенный в двух верхних ярусах галереями с готическими аркадами, поражает торжественной белизной мрамора. Пространство интерьера представляет собой единый огромный неф.
Возведение дворца Университета было начато в 1489 году по распоряжению Лоренцо Великолепного. Этот дворец известен и как Палаццо-делла-Сапиенца (дворец Мудрости). Обширный внутренний двор, опоясанный двухъярусной галереей, несёт на себе отпечаток строгого стиля Возрождения. Пизанский университет - один из самых престижных в Италии и в мире.
Прогулка по набережным реки Арно оставляет неизгладимое впечатление. Многие здания уникальны - дворец Агостини XV века, церковь Мадонны дей Галетти XVIII века, дворец Упеццинги XVI века и др. Основание церкви Сан-Паоло-а-Рипа-д'Арно относится к XI веку. Пока не было закончено строительство Собора, она являлась главным собором города, в связи с чем её часто называют Дуомо Веккьо (Старый собор).
Здание церкви имеет базиликальные пропорции. Её венчает полукруглый купол, опирающийся на крестовину. За этой церковью на небольшом зелёном лугу находится старинная капелла Санта-Агата. Она была построена в XII веке. Церковь Санта-Мария-делла-Спина - жемчужина поздней готики, драгоценное ювелирное изделие из мраморного кружева, башенок, эдикул и шпилей, украшает всю набережную, придавая ей вид красочной декорации. Необычное название романской церкви восходит к XIV веку, когда в ней хранился шип из венца Христа. В течение многих лет церковь страдала от наводнений и от просачивающейся воды, так как она стояла прямо на песчаном берегу реки. В 1871 году её разобрали и заново сложили на том месте, где она находится и по сей день.
Базилика Сан-Пьеро-а-Градо находится на левом берегу Арно, где, как говорит легенда, высадился апостол Пётр во время своего путешествия из Турции в Рим. Современное здание базилики датируется XI веком. Базилика представляет собой образец романо-пизанского стиля благодаря суровости своего облика, который ей придают использованные при строительстве материалы: туф, белый и чёрный мрамор. Три апсиды базилики обращены на восток, а одна - на запад. Интерьер базилики разделён на три нефа огромными колоннами с прекрасными капителями, которые поддерживают арки, окрашенные перемежающимися красными и белыми полосами. В западной части церкви можно видеть остатки раннехристианского храма.
Неподалёку от Пизы, у подножия горы Монте Пизано, расположился Пизанский картезианский монастырь. Фасад монастыря, прорезанный тремя рядами окон, контрастирует с зеленью двора, особенно фасад главной церкви из белоснежного мрамора, к которому с двух сторон идут сходящиеся наверху лестницы. Интерьер церкви, посвящённой Мадонне и св. Иоанну Евангелисту, включает один неф, выполненный в стиле барокко. В 1943 году монахи отдали монастырь государству и теперь здесь размещены Музей истории и искусства и Музей естественной истории.
|
|