Регион: Сиена

 





Просмотреть увеличенную карту

 

Сиена сохранила свой старинный облик лучше других итальянских городов. Даже жители новых кварталов, раскинувшихся вне средневековых стен, тяготеют к старому центру. А в нем все как было в XIII—XIV веках.

Кажется, что Сиену застроили сразу, «в одночасье»: очень мало следов ранних эпох, здания более позднего периода не бросаются в глаза. Каменные дворики, где если и есть зелень, то только в горшках... Узкие улицы, над которыми нависают потемневшие дома... Лишь кое-где старая брусчатка заменена современным асфальтом... Колокольни, громада собора, в котором чередуются горизонтальные полосы темного и светлого мрамора... В самом центре города, на площади дель Кампо, будто розовая свеча, высится башня Манджа... Прихожане молятся в церквах, расписанных шесть-семь веков назад.Автомобилям въезд в старые кварталы запрещен.

Современная Сиена — небольшой город, центр провинции в области Тоскана, но наплыв туристов здесь такой, что он составил бы проблему и для признанных очагов итальянской культуры — скажем, Флоренции или Милана. Тысячи людей приезжают сюда ежегодно со всей Италии, чтобы полюбоваться удивительным "заповедником" средневековья. Сиена лежит в холмистой местности, которую испокон веков населяли трудолюбивые крестьяне. Поколение за поколением орошали каменистую землю Тосканы, труд людей, помноженный на столетия, напитал почву плодородием, и теперь это один из ведущих сельскохозяйственных районов Апеннинского полуострова.

Сиена была основана римлянами, которые на месте этрусского поселения Сенони, построили во время правления Оттавиана Августа военную колонию Саена Джулия. На развитие Сиены большое влияние оказали два фактора: удаленность города от основных дорог и близость соперницы - Флоренции. Кульминацией войны с Флоренцией стала знаменитая битва при Монтепеарти (4 сентября 1260 года), где Сиена одержала триумфальную победу. В это же время город значительно разросся. Это был свободный город - коммуна, город - республика, где до сих пор сохранилась традиция проведения конных состязаний между представителями районов города - Контрады и Палио.

Полную гармонию в разнообразном стилистическом исполнении своих дворцов, которые в течение веков изменялись, предлагает Пьяцца дель Кампо - одна из самых очаровательных площадей Европы. В центре - мостовая, выложенная "в елочку" и разделенная полосами из травертина (известкового туфа) на девять секторов, расходящихся веером, в память о Правительстве Девяти Синьоров, которое управляло судьбой города с 1285 по 1355 г. На ней разворачивались почти все самые важные события, радостные или грустные, в истории Сиены, сначала в период существовании Республики, потом, с 1555 года, под властью Флоренции Медичи. Это неожиданное подчинение так никогда и не было принято гордыми и свободными сиенцами.
Наиболее ярким событием, в котором эта площадь бывает главным действующим лицом города, остается Палио - скачки, проходящие на этой площади 2 июля и 16 августа каждого года - традиция, глубоко пустившая корни в сердце каждого сиенца.
Замыкает площадь Палаццо Публико (Палаццо Коммуны), построенный в 1297-1342 годах. Здание, сооруженное для городской управы, по сей день служит ратушей. Над ним возвышается 100-метровая башня Торре-ди-Манджа. Все здание и башня выполнены из кирпича и белого травертина.

Волчица с Ромулом и Рэмом - символ Сиены. Легенда гласит, что братья Аскио и Сенио, дети Рэма, спасаясь от преследований Ромула, привезли с собой это изображение из римского дома, которое символизировало потерянное отечество, и спрятались на этом тосканском холме, где позже был основан город Сиена.

От площади Кампо по Виа ди Читта можно придти к Кафедральному собору. Но нельзя пройти мимо громады Палаццо Киджи-Сарачини, каменного, с отделкой кирпичом. Это здание в стиле сиенской готики было построено в XIV веке. В начале ХХ века палаццо преобразовали в концертный зал. Рядом возвышается грандиозное Палаццо Пикколомини, где располагается Банк Италии. Это наиболее совершенный пример архитектуры флорентийского Возрождения.
Сиенский собор потрясает. Его величественный западный фасад, спроектированный Джованни Пизано, являет великолепный образец итальянской готической архитектуры. Он прекрасно дополняет более строгий романский неф и высокую кампанилу (колокольню). Собор стоит на открытой площади и господствует над окружающими постройками. К нему с трех сторон ведут марши лестниц.

Закладка собора относится к 1220-м годам. На его месте находилась более древняя постройка. В 1245 году Николо Пизано пригласили для строительства западного фасада, который по непонятным причинам был разрушен 40 лет спустя, и сын Николо Джованни Пизано приступил к воплощению своего варианта фасада. Он успел завершить лишь его нижнюю часть. Строительство шло полным ходом, когда в конце 1340-х годов на Европу обрушилась эпидемии черной оспы, унесшая жизни около трети горожан, и возведение собора было отложено на 20 лет.

В 1360-х годах были приглашены художники для завершения витражей в алтаре. Одновременно начались работы над мозаичным полом нефа. К концу XIV века были увеличены трансепты, расширена алтарная часть и завершен красивый купол. Собор в плане имеет форму латинского креста.

Кампанила, построенная в XIII веке, - один из самых запоминающихся элементов собора. Полосы темного и светлого мрамора чередуются на поверхности ее объема. В Тоскане, в отличие от северных областей Италии, много этого строительного материала, и тосканцы широко его использовали. Узкая, квадратная в плане башня кажется тоньше, чем на самом деле. В толщу стен многоярусного объема кампанилы врезаны прямоугольные проемы, увеличивающиеся в ширину по мере подъема вверх. В них вставлены тонкие колонки, число которых растет с высотой - от одной до шести в верхнем ярусе. Завершает кампанилу пирамидальный купол, окруженный четырьмя башенками по углам, над карнизом верхнего яруса.

Колокольня подавляет красивый купол в романском стиле над средокрестием, несмотря на его внушительные размеры: 54 метра в высоту и 16 - в диаметре. Фонарь, опоясанный черными и белыми полосами, венчает купол. Фигуры святых в полный рост, относящиеся к XV веку, расположены по периметру крыши на полосатых полуколоннах.

Мощные полосатые колонны протянулись на всю длину центрального нефа и соперничают по красоте с инкрустированным полом, покрывающим всю площадь восьми нефов базилики. Инкрустированный пол в соборе является гордостью Сиены. Помимо разнообразного геометрического орнамента на нем представлены более 50 сцен из Библии и классической литературы. Наибольшее впечатление производят "Смерть Авессалома" и "Избиение младенцев". Инкрустированный пол был завершен в 1547 году.

Колонны высотой 18 метров несут мощные романские арки и своды потолка, где на синем фоне светятся серебряные звезды. Витражи в огромной розе окна в восточной и западной частях здания отбрасывают яркие блики на красочный пол.
С левой стороны площади Кафедрального собора тянется длинная перспектива Палаццо Арчивесковиле (Дворца Архиепископа). Раньше, до 1660 года, это был дом Ректора Музея Собора и каноников.

Напротив собора расположился такой же длинный фасад Больницы Санта Мария делла Скала. Основание этого мощнейшего благотворительного учреждения, одного из самых старых в Европе, восходит к IX веку. Основателями его были каноники Кафедрального собора.

Внушительная громада церкви Сан Агостино, которая особенно в апсиде сохранила простоту форм романского стиля, была заложена в середине XIII века. В XV веке храм расширялся и реконструировался. Интерьер церкви поражает многочисленными алтарями, расписанными сиенскими художниками XIV - XVIII веков.

Фонтебранда - место, название которого происходит от наиболее известного источника Сиены; но еще более известно оно в каждом уголке католического мира тем, что здесь родилась Екатерина Бенинказа, сиенская святая, чей вдохновляющий религиозный пыл вызвал удивление даже у папы Григория XI.

Родилась она в 1347 году в семье Якопо ди Бенинказа, красильщика тканей, и Монны Лапы Пьядженти. Имя Екатерины особенно связано с историей папского престола, центр которого находился в Авиньоне, и сиенская святая пыталась сделать все возможное, чтобы возвратить его в Рим. Всемирно известны ее "Собрание писем", полные пылающей мистической страсти, обращенные как от равной к равным, - к папам, королям и правящим династиям Европы. Умерла Екатерина 29 апреля 1380 года в Риме. Была канонизирована в 1461 году, а в 1939 году провозглашается Святой покровительницей Италии. Родной дом Екатерины был приобретен Коммуной Сиены в 1466 году.

Приобретение это было сделано по просьбе жителей Фонтебранда, которые просили дом своей Святой для превращения его навсегда в место всенародного поклонения. Позже Братство Святой Екатерины превратило дом в настоящую святыню, полную памятных вещей Святой Екатерины и изумительных произведений искусства.

Строительство базилики Сан Доменико и доминиканского монастыря было начато на небольшом холме Кампореджо около 1225 года. В середине следующего века церковь была значительно расширена, как об этом свидетельствует готическая структура центрального нефа и трансепта. Интерьер церкви предстает с деревянным перекрытием на стропилах и только одним большим нефом, согласно монастырским канонам Ордена проповедников, чтобы ничто не разделяло верующих и проповедника.
Палаццо Толомеи на одноименной площади (которая помнит знаменитое семейство Толомеи, постоянно отстаивающее свое господство в городе) - тип укрепленного жилища, появившегося после исчезнувшего к тому времени укрепленного замка, где в 1290 году произошло объединение почти 120 семей и организовалась так называемая "Клика Толомеи". Несмотря на разрушительный пожар 1277 года, чудесное здание, несомненно одно из самых благородных строений во всей Сиене, хорошо сохранилось.

Строительство базилики Сан Франческо на холме Кастеллачча ди Овиле началось в 1228 году. С 1326 года церковь неоднократно расширялась. От старой романской постройки сохранился только фасад и правое крыло. Алтарная часть была сооружена заново.

Городские ворота Порта Каммолия - наиболее укрепленные ворота Сиены. Они были построены в 1604 году по проекту Алессандро Казолани. Над аркой с внешней стороны ворот знаменитое изречение в честь входа в Сиену Фердинанда I Медичи: "Больше, чем ворота, Сиена открывает тебе свое сердце". Это изречение стало символом вежливости и гостеприимства Сиены.
Римские Ворота - самые большие среди всех ворот Сиены. Грандиозное защитное укрепление, украшенное двумя каменными волчицами на консолях, было построено в 1467 году.




Информация по путевке